Анатолий Александрович Калашников Свердловск. (1947 - 2012)
Лауреат премии им. Г. С. Мосина.
В конце 1960х Калашников возвращается в родной город. Начинающий художник попадает в Свердловск в то знаменательное время, когда город почти на два десятилетия становится одним из центров, определяющих стиль изобразительного искусства того времени.
В 1970м Калашников заканчивает Свердловское художественное училище. Потом – преподает в Alma Mater живопись и композицию, занимаетя оформлением общественных пространств.
Калашников участвовал в оформлении Дворца молодёжи, цирка. Оформительская работа вырабатывает у художников удивительные способности: мыслить масштабно, видеть образ непосредственно в материале, работать с большими плоскостями, особым образом строить перспективу. И эти качества своеобразно преломились в станковых работах художника, известных своей монументальностью.
В 1980е на Россию обрушился настоящий информационный бум. В одной из телепередач эффектно подали сюжет о ковбоях — перегонщиках скота. Они и навели художника на мысль показать всю историю США через рядовое событие — перегон скота в штате Монтана. Работа над картиной продолжалась 10 лет – с 1989 по 1990. Художник представил себе полотно высотою до десяти и протяжённостью до ста метров (в настоящий момент протяженность «Монтаны» -
). На изучение изобразительных материалов ушло несколько лет. Были сделаны многочисленные эскизы, написано несколько картин, воспроизводящих ключевые моменты истории США. На картине разместилась вся четырехсотлетняя история США — от открытия Колумбом (как бы её пролог) до создания современной сверхдержавы. Полотно включает в себя историю присоединения различных штатов, войну Севера и Юга, портреты президентов, спортсменов, звёзд Голливуда, а главное, показ результатов труда народа, населяющего эту страну.
Параллельно с «открытием Америки» художник открывал другой удивительный мир — мир древней Монголии. Художник силой воображения создал свою страну — Внутреннюю Монголию, воплотившуюся в поэтичный живописный цикл «Страна Тэмуджина».
Анатолий Калашников плодотворно сотрудничал с другим известным художником – Мишей Брусиловским. Результат их двухлетнего совместного творчества – цикл «Карнавал», состоящий из пяти грандиозных полотен, создавая которые художники отталкивались от венецианской живописи XVI века.
Будучи знатоком материальной культуры прошлого, Анатолий Калашников с большим трепетом относится ко всем деталям произведения – костюмам, архитектуре, оружию.
Хорошо знаком он и с художественными течениями и исканиями живописи минувших веков, поэтому неудивительно, что перед нами возникают реминисценции с творчеством Пуссена, Брюллова, Руссо, Гогена, Пикассо. В своих картинах Калашников словно вступает в творческий диалог с этими авторами.
Произведения А. А. Калашникова находятся в музеях и галереях Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Красноярска, Москвы, Барнаула, в частных коллекциях в России, Чехии, Германии, Канаде, США.
© Художественная галерея «АРТ-СЛОВАРЬ», Екатеринбург, ул. Шейнкмана 10, тел.: +7 (343) 377-77-50