АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР
(Нюрнберг, 1471 - 1528, Нюрнберг)
Первоначальное обучение прошел в ювелирной мастерской отца, выходца из Венгрии. В 1486 поступил в мастерскую нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута. С 1490 по 1493 путешествует по Южной Германии и Швейцарии. Зафиксировано посещение Кольмара (где молодой художник мог познакомиться с гравированными досками уже умершего Мартина Шонгауэра), Страсбурга, Базеля. В 1494-1495 и 1505-1507 совершает поездки в Италию, где осматривает древности, изучает науки и искусства, выполняет живописные заказы и ведет судебную тяжбу с гравером Маркантонио Раймонди (1505-1507), который копировал ксилографии Дюрера и ставил на копиях его монограмму. По возвращении из первого итальянского путешествия (1495), организовал собственную мастерскую в Нюрнберге, где в разное время находились в качестве учеников такие значительные мастера как Ганс Зебальд Вехам, Ганс Бальдунг Грин, Георг Пенц, Ганс Шейфеляйн, Ганс Шпрингенклее. Поддерживал дружеские отношения с нюрнбергскими гуманистами, особенно с Виллибальдом Пиркгеймером. В 1512-1519 работает по заказам императора Максимилиана I, участвует в сессии рейхстага в Аугсбурге (1518). 1520-1521 - поездка в Нидерланды, где познакомился с Лукой Лейденским. Как живописец, исполнял алтарные композиции, религиозные картины, портреты, заложил основы национального пейзажа, много рисовал, работал в акварели. Делал эскизы для ювелирных изделий, витражей, проекты памятников. Писал трактаты по теории изобразительного искусства: «Руководство к измерению» («Underwegsung der messung, mit zirckel und richtscheydt, in Linien ebnen und gantzen corpore» Нюрнберг. 1525), «Четыре книги о пропорциях» («Vier Bucher der menschlicher Proportion etc.». Нюрнберг. 1528), серьезно занимался анатомией, математикой, фортификацией, оставил обширное эпистолярное наследие. Первую ксилографию создал в 1490, около 1494 обратился к гравюре на меди. В 1498 - опубликовал первую серию ксилографии «Апокалипсис». В 1504 создал гравюру на меди «Адам и Ева», подписанную полным именем. 1511- издание серий ксилографии «Жизнь Марии», «Большие Страсти», «Малые Страсти». В 1512-19 вместе с помощниками создал серию ксилографии «Триумфальное шествие императора Максимилиана» (92 листа). В 1513-14 выполнил так называемые «мастерские гравюры» на меди: «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Св. Иероним», «Меланхолия». Художником исполнено более 170 ксилографии, около 100 гравюр на меди, 3 гравюры сухой иглой и 6 офортов на железе.
© Художественная галерея «АРТ-СЛОВАРЬ», Екатеринбург, ул. Шейнкмана 10, тел.: +7 (343) 377-77-50