Проф авто комплектующие adr.

Антикварная европейская гравюра (XVI - XIX века)

ИСКУССТВО ГРАВЮРЫ: ИСТОРИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ, ВИДЫ

Тонкий кусок дерева. Груша, яблоня, бук, клен, для тонкой работы – пальма и самшит. Медный лист, отшлифованный до зеркального блеска. Тонкие пальцы опускают кончик пера в краску. Художник склоняется над доской, выводя причудливые линии рисунка. Доска покрыта рисунком, словно татуировкой. Нож, остроконечный штихель, металлическая игла. Гравер берет в руку инструмент, сердце стучит приглушенно и низко. Он делает вдох, и, не дыша, проводит резаком по телу доски.  Каждый штрих пера, каждое движение резца – словно снайперский выстрел, без права на ошибку. Покрытая краской доска и тонкая бумага ручной работы плотно прижимаются друг к другу. Так, в этом тесном любовном соитии, рождается гравюра…

На первый взгляд старинные гравюры – просто небольшие листы бумаги, покрытые черно-белыми рисунками. И трудно сразу разделить тот восторг, с которым относятся к ним искусствоведы и коллекционеры.

Чтобы понять искусство старых мастеров, и особенно гравюру, нужно нырнуть очень глубоко – окунуться с головой в прошлые века с их культурой и философией, с их особенной картиной мира, вникнуть в технологические тонкости рождения гравюры.

Гравюра строга. Она требует от зрителя внимания, сосредоточенности и даже скрупулезности. Требует времени, любознательности, духовной и интеллектуальной работы.

Того же она требует и от своих создателей – художника, резчика, печатника, издателя.  Гравюра – это оттиск, сделанный на бумаге (иногда – на ткани, пергаменте, бересте) с печатной формы, которую принято называть доской. Такая форма изготавливается вручную художником-гравером или художником и гравером отдельно.  Существует огромное многообразие видов гравюр в зависимости от способа их изготовления и основы, с которой они печатаются.

По принципу печати гравюры делятся на три вида: гравюры высокой, глубокой и плоской печати. Высокая печать представляет собой печать с выпуклого рельефа. Работая над доской, гравер различными способами углубляет те  ее места, которые при печати должны оставить бумагу белой.  Способом высокой печати изготавливают ксилографию – гравюру на дереве.

Глубокая печать, напротив, характеризуется тем, что краска набивается в бороздки рисунка, и влажная бумага, притиснутая большим давлением к такой форме, вбирает в себя краску из углублений. Изображение наносится на доску в виде штрихов, точек и иных неровностей, способных удерживать печатную краску. Доску для глубокой печати можно изготовить механическим или химическим способом – путем травления. В первым способом изготавливают доски для резцовых гравюр, втором – для всех разновидностей офорта (гравюра на металле).

При плоской печати печатающие элементы и пробела находятся в одной плоскости, отличаясь  своим химическим свойством принимать или отталкивать краску. Поверхность доски с нанесенным на нее рисунком обрабатывается так, что одни ее участки могут принимать жирную печатную краску, а другие ее отталкивают.  Так делают литографию (гравюра на камне).

Люди издревле вырезали высокие рельефы с тем, чтобы получить с них оттиски. Таким способом орнаментировали ткани. Этот метод набойки явился, по мнению исследователей, предшественником ксилографии – высокой гравюры на дереве продольного распила. Металлические и ювелирные изделия издревле  декорировались изображениями, получаемыми методами гравирования резцом и травления. Так из прикладного искусства возникла резцовая гравюра на металле, а позже – офорт.

В Европе гравюра получает широкое распространение в конце XIV – начале XV века – в это время там появляется бумага (в том числе – собственного производства), удобный и дешевый материал, благодаря которому гравюра получает широкое распространение.  Популярность гравюры объясняется новыми ментальными особенностями человека эпохи Возрождения. Человек больше не верит слепо во все, что говорит ему церковь. Он жаждет знаний, хочет увидеть все своими глазами. И даже сам процесс изготовления доски – печатной формы - симптоматичен. Он свидетельствует о новом отношении человека к своей профессиональной деятельности, о зарождении новых экономических схем. К концу XV века установилось твердое разделение труда в изготовлении гравюры – художник рисовал на доске изображение, которое вырезал гравер. Правда, иногда художники сами резали свои рисунки. Однако это было скорее исключение, чем правилом. Автором гравюры обычно считался рисовальщик, однако авторами голландских гравюр 17 века признавались граверы.

В первой половине XV века сюжетами гравюр на дереве были изображения святых, игральные карты и так называемы блоковые книги – книги, в которых текст и рисунок резались вместе, на одной доске. Поистине революционное изобретение Гутенбурга – печатный станок – открыл новые возможности и для ксилографии, которая стала широко применяться для изготовления иллюстраций к печатным книгам. И если ксилография с этого времени в основной своей массе неразрывно связана с книгой, то резцовая гравюра априори явилось самодостаточным, станковым произведением.  

© Художественная галерея «АРТ-СЛОВАРЬ», Екатеринбург, ул. Шейнкмана 10, тел.: +7 (343) 377-77-50

Оформление сайта:    ЦВЕТ  МОНОХРОМ

Создание и дизайн сайта — «Новый сайт»