Добавлено: 06.07.2012
RERUM RARITAS – РЕДКИЕ РЕДКОСТИ:
западно-европейская гравюра XVI – XIX веков из коллекции галереи АРТ-СЛОВАРЬ
Экспозиция, составленная из семидесяти одного листа, представляет искусство нескольких национальных школ: немецкой, голландской, школой Фландрии, французской и английской.
Выставка показывает различные виды и техники гравюры: ксилографию (гравюра на дереве продольного распила), офорт (гравюра на металле), литографию (гравюра на камне).
В Европе гравюра получает широкое распространение в конце XIV – начале XV века – в это время там появляется бумага (в том числе – собственного производства), удобный и дешевый материал, благодаря которому гравюра получает широкое распространение.
Гравюра традиционно использовалась для создания книжных иллюстраций, для репродуцирования известных живописных произведений. Гравюра дарила людям возможность познакомиться с портретами выдающихся предков и современников, увидеть далекие уголки мира.
Одна из главных жемчужин экспозиции АРТ-СЛОВАРЯ – ксилография Альбрехта Дюрера (1471 – 1528, немецкая школа) «Святая Вероника, Святые апостолы Пётр и Павел» - произведение из серии «Малые страсти», созданной художником в период с 1509 по 1511 годы. Дюрер, как никто другой, повлиял на дальнейшие судьбы искусства гравюры. Кроме художников, прошедших ученичество в мастерской Дюрера, можно с уверенностью сказать, что мастера его времени во всех странах Европы испытали на себе его влияние. С Дюрером связано изменение самого характера гравюры и усовершенствование техники гравирования. Рисунок гравюры стал значительно сложнее.
Поистине виртуозен в своих гравюрах нидерландский рисовальщик и гравер Хендрик Гольциус (1558 - 1617). Знатоками печатной графики он признается одним из самых ярких мастеров нидерландского маньеризма. В экспозиции галереи представлен его лист «Святой Фома» 1589 года.
Если в XVI веке европейским центром искусства гравюры можно считать Германию и отчасти Италию, то в XVII веке этот центр переместился в Нидерланды, разделившуюся к этому времени на Фландрию и Голландию.
Фламандские и голландские мастера одинаково виртуозно гравировали парадные портреты знати и бытовые зарисовки из жизни простонародья, идиллические пейзажи на манер итальянских и композиции, главными героями которых становился домашний скот.
АРТ-СЛОВАРЬ представляет восемь портретов коронованных особ, вельмож и духовных лиц, участвовавших в мирных переговорах между Священной Римской Империей, Францией, Швецией и другими державами. Подписанный в результате переговоров так называемый «Вестфальский мир» завершил 30-летнюю войну. Портреты были награвированы учениками великого Питера Пауля Рубенса - Паулем Понтиусом (653 – 1658) и Питером де Йоде II младшим (1604 – 1674).
Среди голландских жанристов на первом месте, как живописца и офортиста, следует назвать Адриана ван Остаде (1610 - 1685). В экспозицию АРТ-СЛОВАРЯ входит девять произведений этого выдающегося мастера.
Остаде прошел школу Франса Хальса, оказавшего, наряду с Адрианом Броувером и Рембрандтом, особенно сильное влияние на его ранние работы.
Остаде называют художником бедняков – поистине великим художником бедняков. Он изображает домашние сцены тихой семейной жизни, крестьянский быт, пирушки и нехитрые праздники и отдельные человеческие типы этого сословия. Произведения Остаде были особенно высоко ценимы в XVIII веке, когда его имя становится в один ряд с именем великого Рембрандта.
В экспозиции галереи можно увидеть пейзажи таких выдающихся мастеров гравюры, как
Герман ван Сваневельт (ок. 1600 – 1655), Николас Берхем (1620 – 1683), Карел Дюжарден (1622 – 1678).
Особенно любопытны будут созданные в период с1830 по 1850 литографии Виктора Адама (1801 - 1866) с видами уральских городов – Екатеринбурга, Миасса, Верхотурья.
В разное время к искусству гравюре обращались почти все великие художники. Переоценить значение этого вида искусства для истории культуры сложно. Гравюра создавалась как книжная иллюстрация, заменяла средства массовой информации и энциклопедии. Благодаря гравюре люди имели возможность увидеть шедевры мирового искусства и портреты выдающихся предков и современников, преодолеть немыслимые расстояния и увидеть дальние страны – пускай и виртуально, в виде рисунка, изучить редкие виды флоры и фауны.
Профессиональные мастера резца соперничали в известности и народной любви с живописцами.
Помимо прикладных задач гравюра отвечала и чисто художественным целям: ограниченность изобразительных средств линией и точкой изначально определила постоянное обогащение технических приемов, бросала вызов мастерству и таланту художников и граверов, требовала максимально убедительного воплощения художественной идеи.
Гравюра – совершенно особенное произведение искусства. Мир гравюры хрупок и тонок. Тайный мир кружевной графики – иногда брутальной и топорной, иногда – виртуозной и грациозной. Гравюра боится чересчур яркого света и открытых человеческих ладоней. Относиться к ней нужно осторожно, затаив дыхание – так, как Вы бы отнеслись к присевшей на плечо бабочке. И тогда гравюра откроит Вам свой бездонный космос…
Альбрехт Дюрер
1471 - 1528
Немецкая школа
Святая Вероника, Святые Апостолы Петр и Павел. 1510
Из серии "Малые страсти". 1509 - 1511
Обрезная ксилография; 12,6 см х 9,8 см
Оттиск 1612 года
Выставка « RERUM RARITAS – РЕДКИЕ РЕДКОСТИ: западноевропейская гравюра XVI – XIX веков» будет работать до 30 августа 2012 года .
© Художественная галерея «АРТ-СЛОВАРЬ», Екатеринбург, ул. Шейнкмана 10, тел.: +7 (343) 377-77-50