ВЫСТАВКА ГРАФИКИ НИКОЛАЯ ЗАСЫПКИНА

апрель 2010 - сентябрь 2010

Николай Засыпкин родился в 1989 году в Тюмени (по другим источникам – в Свердловске). Во время Великой Отечественной войны он служил на Дальнем Востоке, и, в боевых действиях, скорее всего, не участвовал. О своей армейской жизни он вспоминать не любил.

Вернувшись на Урал в 1947 году, Засыпкин заканчивает Свердловское художественное училище. Долгое время его соседом по мастерской был художник Виталий Михайлович Волович (кстати, вид из окон этой мастерской, выходивших на улицу Восточную, стал героем прекрасного графического листа Засыпкина). Он вспоминает о Засыпкине как о человеке хрупком, трогательным и утонченным, исповедовавшим красоту во всем – от бытовой жизни до высокого искусства. Каждый день ровно в два часа Засыпкин звонил в колокольчик – приглашал художников из соседних мастерских на чай. Тонко нарезанные фрукты, купленные на базаре свежие ягоды, чай и кофе в изящных маленьких кружечках - таким было его нехитрое угощение.

Николая Григорьевича очень любили. Частым гостем его мастерской был писатель Андрей Петрович Комлев. Засыпкин представлялся ему архетипом классического художника XIX века. Этому рафинированному мастеру как воздух нужны были поэзия (особенно любил он Петрарку) и классическая музыка – Засыпкин был частым гостем в филармонии, во время работы над произведениям слушал пластинки с хоровыми и церковными пениями, Моцартом.

В его мастерской стоял рояль – Засыпкин подолгу музицировал.

В искусстве Засыпкина яркими волнами выделяются две темы – карандашные и угольные рисунки, навевающие мысли о гуманистическом искусстве эпохи Высокого Возрождения, и сочные, написанные с большой любовью произведения соцреалистической тематики.

Главным источником вдохновения были для Засыпкина человеческие лица и природа. «Этот мир прекрасен, прост и гениален», - пишет художник в предисловии к каталогу своей персональной выставки 1973 года.

Засыпкин любил рисовать в поездках и путешествиях – брал с собой бумагу, угольки и тоненькие огрызочки карандаша. За минуты на листе появлялись портреты людей и уголки природы. Каждый кусочек, мельчайший элемент этого мира, воплощенный лёгкой рукой мастера, приобретал какое-то космическое звучание. Тонкое плетение ажурных графических линий и нежное мерцание красоты. Ритмы линии и пятна, светлого и темного, рисунка и пустоты - поверхность листа пульсирует, вовлекая зрителя в свою внутреннюю вселенную. Недаром художник Виталий Волович называет Засыпкина «прекрасным рисовальщиком, мастером быстрого рисунка, мгновенного портретного наброска».

Графическое наследие мастера дополняют его мирные соцреалистические полотна.

Тихий труд человека, освещенный густыми молочными лучами утреннего солнца, нежный колорит, гармонично выверенная классическая композиция. И все это –тоже Засыпкин.

1989 году Николай Григорьевич Засыпкин умер.

Увидеть его произведения сегодня – большая редкость. Большая часть его творческого наследия – в собраниях крупных музеев.

© Художественная галерея «АРТ-СЛОВАРЬ», Екатеринбург, ул. Шейнкмана 10, тел.: +7 (343) 377-77-50

Оформление сайта:    ЦВЕТ  МОНОХРОМ

Создание и дизайн сайта — «Новый сайт»