Заслуженный художник РСФСР (
Лауреат премии им. Г.С. Мосина (
Лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (
Первый на Урале член-корреспондент Российской Академии художеств (
Почетный гражданин городов Екатеринбурга (
Волович Виталий Михайлович родился в 1928 году в городе Спасске на Дальнем Востоке. В 1932 он вместе с семьей переезжает в Свердловск (а ныне - Екатеринбург).
Детство и юность художника пришлись на 30-40е годы – тяжелое время политических репрессий и Великой Отечественной войны.
Виталий Волович рос и воспитывался в писательской среде, с детства увлекаясь литературой. Мать художника – Клавдия Владимировна Филиппова, профессионально занималась литературой и журналистикой, писала и издавала статьи, повести, рассказы. Его отчим – Константин Васильевич Боголюбов, был писателем и литературоведом.
Окончив Свердловское художественное училище (в 1948 году), Виталий Волович специализируется на искусстве книги. Поколения советских (да и российских тоже) детей выросли на иллюстрированных Воловичем книгах. «Кладовая солнца» Михаила Пришвина, «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова, «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» Максима Горького, китайская народная сказка «Обезьяна и черепаха» (оформление и иллюстрации этой книги были отмечены дипломом на Всесоюзном конкурсе «Лучшие книги СССР 1959 года» и большой серебряной медали на Выставке достижений народного хозяйства), «Калиф-аист» (арабская сказка), «Мансийские сказы», исландские и ирландские саги.
В 1960 – 1980 годах Волович иллюстрирует классику мировой литературы. Оформленная художником баллада Роберта Стивенсона «Вересковый мед» удостоена серебряной медали на Международной выставке искусства книги, прошедшей в 1965 году в Лейпциге.
В 1966 году художник работает над иллюстрациями к трагедиям Шекспира «Отелло» и «Ричард III». В 1972 – над «Романом о Тристане и Изольде» Жозефа Бедье (иллюстрации, выполненные художником, были награждены бронзовой медалью международной выставки в Брно).
В 1980 году иллюстрации Воловича к «Эгмонту» Гете были отмечены бронзовой медалью лейпцигской выставки.
В начале 1980х Волович работает над иллюстрациями к «Слову о полку Игореве». Грандиозное издание было выпущено в 1982 году – к 800-летию «Слова».
Последняя работа в книжной графике – иллюстрации к «Орестее» Эсхила, которые не были изданы. Однако в 2005 году эти графические листы были удостоены золотой медали Российской Академии художеств.
Литературные тексты интерпретируются художником на нескольких уровнях: и как памятники мировой художественной культуры, созданные в конкретный исторический период, и как вневременные произведения, смыслы которых актуальные по сей день. Будучи знатоком материальной культуры прошлого – техники, архитектуры, костюмов минувших столетий, Волович погружает зрителя в атмосферу изображаемой эпохи. Одновременно созданные художником образы воспринимаются как носители вечных идей.
С 1970 годов Виталий Михайлович создает циклы станковых произведений – серии «Цирк», «Средневековые мистерии», «Женщины и монстры», «Моя мастерская».
Большое внимание художник уделяет рисункам с натуры. Прекрасные пейзажи создавались во время путешествий по миру. Часть этих картин вошла в грандиозный альбом художника «Россия. Средняя Азия. Франция. Памир. Корея. Китай. Украина. Прибалтика. Израиль».
Любимые техники художника – офорт и литография, а также акварель, гуашь и темпера.
Работы Виталия Михайловича Воловича хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Екатеринбургском муниципальном музее изобразительных искусств, в Свердловском областном музее писателей Урала, в Нижнетагильском государственном музее изобразительных искусств, в Пермской государственной художественной галерее, в Челябинской областной картинной галерее, в Магнитогорской картинной галерее, в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева, в Пражской национальной галерее (Чехия), в Моравской национальной галерее (Брно), в музее современного искусства в Кёльне (Германия), в музее Ф. Шиллера и И. Гёте в Веймаре (Германия), в Шекспировском центре в Стратфорте-на-Эйвоне (Великобритания) и других музеях, галереях и частных коллекциях России, Германии, Франции, Испании, Израиля, США.
© Художественная галерея «АРТ-СЛОВАРЬ», Екатеринбург, ул. Шейнкмана 10, тел.: +7 (343) 377-77-50